Пятница, 26.04.2024, 16:51
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Конференция в честь 100-летия Д.Б. Кабалевского

Композитор, учёный, педагог.

 

Уже стало традицией проведение в Москве Международной научно-практической конференции по вопросам музыкального воспитания подрастающего поколения в стенах общеобразовательной школы. В столице собираются лучшие методисты и практики не только России, но и бывших республик Советского Союза. Конференция проводится с периодичностью один раз в два-три года.

А в этот раз состоявшееся с 13 по 19 декабря событие выходило за рамки рядовой конференции. Просто повод был действительно значительный – 100-летие со дня рождения Дмитрия Борисовича Кабалевского. Именно с этим именем в первую очередь ассоциируется программа по музыке, созданная для общеобразовательной школы.

В конце 60-х, начале 70-х годов, будучи уже всемирно известным и признанным композитором, академик Кабалевский Д.Б. пришёл в среднюю школу, чтобы вести уроки музыки. Дмитрий Борисович решил расширить рамки обычного урока пения. На уроке дети должны не только петь, но и слушать музыку, участвовать в процессе обсуждения только что услышанного. Одним словом, одной из главных задач уроков музыки Кабалевский определил – воспитание грамотного слушателя.

Далеко не каждый станет музыкантом, но, даже став врачом или инженером, учителем или рабочим любой человек должен понимать музыку, уметь слышать её, а не только слушать.

Прошли десятилетия, сменились поколения, сменился строй в нашей стране, да и сама страна неузнаваемо изменилась: нет уже Советского Союза, не 15-ти республик-сестёр… Но настоящие ценности остались с нами.

И одна из таких необыкновенных ценностей – программа по музыке для средней школы Дмитрия Борисовича Кабалевского. Это в полной мере подтвердила прошедшая в Москве конференция. Интерес к ней был очень большой.

Напомню ещё раз, что Международная научно-практическая конференция «Кабалевский – композитор, учёный, педагог» прошла в столице с 13 по 19 декабря. Мне посчастливилось быть среди участников этого события.

Я участвую уже в третьей подобной конференции, но скажу сразу, что в этот раз событие было действительно очень значительным.

Достаточно только обозначить географию участников: Россия, Украина, Белоруссия, Израиль, Австралия. В свою очередь Россия была представлена особенно широко, так сказать «от Москвы, до самых до окраин…». Кроме столичных представителей на конференции были посланцы Санкт-Петербурга, Калуги, Рязани, Омска, Костромы, Краснодара, Самары, Якутска, республик Марий Эл и Мордовии, а среди «отдалённых» – Владивосток, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский.

Программа конференции была очень насыщенной.

13 декабря открытие конференции состоялось в Московском Доме композиторов. Воспоминаниями о Кабалевском поделились его друзья, ученики, соратники: композиторы Владислав Агафонников и Андрей Эшпай, Сергей Чеботарёв и Ивар Арсеев, а также Ж. Дозорцева, В. Задерацкий, В. Ощепков, Л. Римский. Вечер воспоминаний прошёл очень тепло и трогательно, хотя это был совсем ещё не вечер, а только утро.

А вот вечером 13-го в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского состоялся большой праздничный концерт из произведений композитора Кабалевского.

В концерте принимали участие в основном детские и юношеские творческие коллективы, а также солисты. Большой симфонический оркестр Российской Академии Музыки им. Гнесиных, Детская хоровая студия «Пионерия», лауреат международных конкурсов детская хоровая капелла Юго-Западного округа Москвы (рук. Мария Струве), лауреаты международных конкурсов Концертный хор МЭЦ г. Краснодара и хор «Подснежник» из г. Дубна – вот далеко не все исполнители.

Концерт, проходивший на одном дыхании, в двух объёмных отделениях собрал полный зал почитателей музыки Кабалевского. А она в тот вечер царила безраздельно! Такая светлая и чистая, не набившая оскомину, искренняя и, казалось, написанная только вчера.

Звучала в этом концерте в зале консерватории только музыка Дмитрия Кабалевского. И это правило – ведь это же авторский концерт. Но из любого правила есть и исключения. На этом концерте тоже было такое исключение: в программе второго отделения, уже под занавес, перед общим финальным исполнением песни «Наш край», прозвучала песня «Учитель музыки», которую написал Георгий Александрович Струве, композитор, академик, а главное – ученик Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Струве принимал самое активное участие в подготовке этого концерта, он должен был сам дирижировать хором своей студии «Пионерия», а во время исполнения песни «Учитель музыки» должен был сидеть у рояля и аккомпанировать хору… Должен был…

Я об этом несчастье узнал ещё 8-го декабря, когда мне написали по электронной почте из «Пионерии», ведь мы с Георгием Александровичем должны были встретиться 12-го декабря и обсудить ряд очень важных вопросов…

А на концерте Кабалевского перед исполнением песни «Учитель музыки» на сцену вышла дочь Дмитрия Борисовича – Мария Дмитриевна Кабалевская и поблагодарив всех за внимание к творческому наследию её отца, сказала много тёплых слов в адрес человека, который так много сил положил в подготовку этого концерта. И объяснила, почему Георгий Александрович Струве не присутствует на концерте. Эта новость по-настоящему потрясла всех. Ведь до этого дня многие ещё не знали (так-то работают у нас средства массовой информации!), что 7-го декабря ушёл из жизни выдающийся деятель хорового искусства России (и не только), автор многих замечательных детских песен («Школьный корабль», «Я хочу увидеть музыку!», «Моя Россия» и др.) – Георгий Струве.

Не сговариваясь зал встал. И пока звучала песня – ни слова из зала, только слёзы на глазах у многих. Детские хоры, исполнители песни, пели её буквально проглатывая слёзы.

Потом был финал концерта – незабвенный шедевр Кабалевского песня «Наш край». Её пели все вместе. Дирижировала дочь Георгия Струве – Мария Струве.

Отзвучали аплодисменты, ушли за кулисы руководители хоров и концертмейстеры, а дети (участники сводного хора) стояли на сцене. Они как-будто не хотели уходить. Ощущение, будто их что-то сдерживало. И, вдруг… Робкий детский голос из глубины хора запел: «У моей России, длинные косички..» Это строчка из любимой многими песни Г. А. Струве «Моя Россия». К этому голосу добавился ещё один, потом ещё несколько и вот запел весь сводный хор. Без дирижёра и без сопровождения! Зрители остановились, кто где стоял, и подхватили песню. Потом аплодисменты… Да, это были аплодисменты ушедшему от нас маэстро, аплодисменты признательности и благодарности. Расходились молча…

Возвращаясь к теме самой конференции, могу сказать, что немало было интересных выступлений, встреч, «круглых столов».

Например, 14-го декабря участников конференции приютила Российская академия образования. С приветственным словом выступил президент РАО Н.Д. Никандров. Затем были яркие, эмоциональные выступления Бориса Михайловича Неменского (народного художника России, академика РАО), Людмилы Валентиновны Школяр (директора Института художественного образования), профессора Дэниэла Форреста из Австралии, Татьяны Вендровой преподавателя Иерусалимской академии музыки и танца (Израиль), Александра Александровича Мелик-Пашаева (главного редактора журнала «Искусство в школе») и других.

После обеда по программе – круглые столы. На этих встречах, как правило, поднимаются очень важные и злободневные вопросы. Не исключением был и этот день.

Я выступил с вопросом о проблемах подготовки учителя музыки. И речь идёт не о качестве подготовки специалистов (слава Богу, у нас есть прекрасные методисты и практики и в музыкальном училище, и в педагогических колледжах), а о том, что некому готовить учителей музыки на сегодняшний день.

В музыкальных училищах на дирижёрско-хоровых отделениях убрали квалификацию «учитель музыки», мотивируя это тем, что учителей музыки должны готовить в педагогических училищах и ВУЗах, а в педколледжах закрыли музыкальные отделения, объясняя это тем, что никто не идёт на эту специальность.

Вот и получается, что через несколько лет вообще могут исчезнуть учителя музыки. Старшее поколение уйдёт на пенсию, а молодого пополнения просто не будет. Причём подобная ситуация не только в Приморском крае, но и во многих регионах России.

Можно только порадоваться от души за Москву и Московскую область: несколько педагогических колледжей продолжают готовить учителей музыки, есть кроме этого Музыкальный факультет Педагогического университета, где учатся 600 будущих учителей музыки. Так что центр России в кадрах нуждаться наверняка не будет, а вот как быть с «окраинами»? Разговор на круглом столе об этом был очень серьёзный. Но пока только разговор.

Ещё одна тенденция настораживает. Участники конференции об этом тоже серьёзно говорили, и даже приняли текст обращения к президенту России, к Правительству России, к комитетам по образованию и культуре в Государственной Думе. Хочется верить, что это обращение дойдёт до президента и возымеет действие.

А речь в обращении идёт о том, что неоднократно в последнее время в самых разных центральных средствах массовой информации проскальзывает информация будто бы школьная программа ужасно перегружена (что ж, с этим трудно не согласиться!), и для того чтобы разгрузить эту программу «умные дяди и тёти» предлагают убрать предметы эстетического цикла (речь идёт о музыке, ИЗО, и мировой художественной культуре в первую очередь) за рамки школьной программы, то есть перевести эти предметы в разряд дополнительного образования, но и это ещё не всё: они предлагают эти дисциплины вести в школах за счёт родительской оплаты!!! Здорово, правда???

Единственные предметы в школьной программе, которые затрагивают душу каждого ребёнка, оказались ненужными! Как говорится – приехали!

Хочу привести небольшой фрагмент из нашего обращения:

«…В светской школе только предметы гуманитарно-художественного цикла могут служить эмоциональному, нравственно-патриотическому, духовному, а не только интеллектуальному и физическому развитию растущего человека. Их выдавливание из основного образования чревато катастрофическими и необратимыми последствиями для нашего общества.

Попытки обосновать это перегруженностью школьников не выдерживают никакой критики: они перегружены чем угодно, только не художественным (литературным, музыкальным и т. д.) творчеством, которое, напротив, снимает перегрузки, повышает эмоциональный тонус детей и их общую успеваемость…»

Подписали обращение более двухсот человек.

Так что, несмотря на то, что Конференция была посвящена 100-летию Д.Б. Кабалевского, то есть юбилейной дате, разговор на ней был достаточно серьёзный.

15 декабря весь день участники конференции провели в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Было также немало интересных выступлений. Запомнилось многое, а особенно ярким и творческим было исполнение песни «Учительский вальс». Автор песни – кандидат педагогических наук, «Учитель года России-92» Артур Викторович Заруба. Он сам исполнил совё произведение, а подпевал весь зал. Конечно, у такого учителя на уроке не заскучаешь! А Артур Викторович сейчас работает учителем музыки общеобразовательной школы «Колледж XXI».

Самым насыщенным, организованным и интересным, пожалуй, был день 16-го декабря. Это был Московский день конференции. Проходил он в Московском государственном академическом Детском музыкальном театре им. Н. И. Сац. Очень уютное здание, прекрасный зал (я впервые оказался здесь) приятно поразили. К участникам конференции присоединилась многочисленная армия учителей музыки Москвы и Подмосковья.

А среди выступающих было много «звёзд». Это действительно яркие личности. Многие их них начинали свою работу ещё в лаборатории под руководством самого Дмитрия Борисовича Кабалевского. Это и Галина Петровна Сергеева, и профессор Эдуард Борисович Абдуллин, и Елена Дмитриевна Критская и многие другие.

Кроме выступлений методического плана были и концертные номера, где юные исполнители играли и пели музыку Кабалевского.

В перерывах мне удалось пообщаться со своими коллегами из разных регионов России, распространить свои авторские сборники песен. Надо сказать, что эти сборники (а их было всего несколько штук) купили те, кто запомнил меня по прошлым конференциям, и кто уже знает моё творчество. А те, кому сборники не достались, попросили показать (исполнить) несколько песен. И тогда, в фойе на втором этаже театра, состоялся небольшой «авторский концерт». Результатом этого концерта стал обмен адресами и уже потом, из Владивостока я пересылал десять своих сборников «Жар-птица костра» в разные концы России.

17 декабря участников конференции принимал Музыкальный факультет Московского педагогического государственного университета.

Открытые уроки, выступления с докладами и концертные номера – всё это было и интересным, и полезным.

А вечером в Доме офицеров им. Фрунзе состоялся большой концерт студентов, выпускников и преподавателей университета.

18 декабря я провёл в Детской музыкальной школе № 3 г. Люберцы, с которой меня связывает дружбы с 1992 года. Состоялся мой сольный авторский концерт, на котором присутствовали ученики, преподаватели и родители, а также хормейстеры из других школ города. В концерте принимала участие известная приморская поэтесса Светлана Плахутина (сейчас она уже москвичка…).

После концерта состоялся очень важный, профессиональный разговор с коллегами, обсуждение проблем, творческих планов.

Кроме того, у меня были встречи с моими московскими друзьями: Евгения Белова – преподаватель дирижёрско-хорового отделения училища им. Гнесиных, Александр Басилов – пианист и композитор, хормейстеры и педагоги музыкальной школы «Вдохновение».

Вообще поездка на конференцию была очень важной, интересной и запоминающей.

Участие в подобных конференциях просто необходимо. В центре таким образом узнают, чем живут регионы, а мы, жители далёких окраин видим в свою очередь, чем живёт центр России.

В 1999 году, когда я впервые стал участником международной конференции по вопросам музыкального воспитания, я побывал в легендарной хоровой студии "Пионерия", показал ребятам старшего хора и хормейстерам несколько своих песен, подружился с Георгием Александровичем Струве. Именно тогда он любезно согласился написать вступительную статью для моего нового сборника избранных песен "Жар-птица костра". В тот миг мне это казалось фантастикой и несбыточной мечтой, но всё сбылось!

Из "Пионерии" разлетелись в разные города мои сборники, и вот песни зазвучали в Самаре и Красноярске, Междуреченске и Москве.

В апреле 2001 года вышел мой песенный сборник, и открывала его очень тёплая и добрая статья Георгия Струве.

А уже через месяц, в мае 2001 года на второй конференции в Москве я не только выступил с сообщением, но и представил свой сборник "Жар-птица костра". В результате моя статья "Музыкальная гостиная" и песня "Колыбельная" на стихи Михаила Садовского были напечатаны в журнале "Искусство в школе" (№ 6, 2003), а песня на стихи Михаила Пляцковского "Птица-музыка" вошла в хрестоматию по музыке для 5-го класса (авторы программы – Г. Сергеева и Е. Критская).

Приятно, когда творчество вызывает такой интерес, тем более что я представляю свой родной Владивосток и Приморский край.

Хотелось бы ещё отметить, возвращаясь к юбилейной конференции в Москве, что ещё до поездки в Москву мы во Владивостоке 5 декабря в Пушкинском театре силами творческих коллективов музыкального училища и ДМШ при ВМУ, хоровой студии "Мальчиши" и ансамбля скрипачей ДШИ     № 1 провели концерт из произведений Дмитрия Борисовича Кабалевского. Интерес к концерту был немалый. Главное, что мы все вместе ещё раз соприкоснулись с актуальной и светлой музыкой Кабалевского. А в Москве я подарил на память программку концерта и афишу Марии Дмитриевне Кабалевской.

А все участники конференции ещё раз убедились, насколько  актуальна программа по музыке Д. Кабалевского. Да, она требует корректировки, доработки в связи с изменениями в нашей жизни, но главное, что ещё раз поняли все и я в том числе, что нет на сегодняшний день более добротной программы.

Закончилась конференция и разъехались участники в свои города и регионы, чтобы нести дальше идеи великого Кабалевского.

 

Синенко Владимир Иванович,

преподаватель ВМУ.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: maestro (04.08.2013)
Просмотров: 1366 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]