Главная » Статьи » Мои статьи |
Немного о
"классике" и "поп-культуре"…
Все эти споры о необходимости или ненужности
популярной культуры (так называемой "попсы") совершенно, по-моему,
бессмысленны. Всегда
существовала музыка для отдыха, и музыка для ума и сердца. Никому в голову
не придёт сегодня на дискотеке танцевать под музыку Баха или Моцарта,
Чайковского или Свиридова. И это совершенно нормально. Ведь свою музыку эти
композиторы писали для слушания, а не для "телодвижений". А кто
думает, что так называемая музыка "отдыха" появилась в ХХ веке, тот
глубоко ошибается. Такая музыка существовала всегда. Достаточно привести только
несколько примеров. Например, хотя бы великолепные вальсы и польки Иоганна
Штрауса, которые и создавались для танцевальных вечеров, одним словом для
отдыха. Я могу назвать сейчас только
несколько образцов музыки классической, которая уже давно
"перекочевала" в разряд музыки популярной (но, всё же классики!).
Это: "Танец маленьких лебедей" П. И. Чайковского, "Шутка"
И. С. Баха, "Лунная соната" Людвига ван Бетховена, "Танец с
саблями" А. И. Хачатуряна и многие, многие другие. Но всё что я назвал, это всё
же классика, хоть и популярная. Давайте поговорим о
современной популярной музыке. Если в классике появляются проверенные временем
шедевры, переходящие в разряд популярной музыки, то в "попсе"
проверенные временем шедевры превращаются в классику. А что такое
"классика"? От латинского слова "classicus" - образцовый. Вот что
по этому поводу пишет музыкальная энциклопедия: "КЛАССИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ - музыкальные произведения, отвечающие самым
высоким художественным требованиям, сочетающие глубину, содержательность,
идейную значительность с совершенством формы. В этом смысле понятие
"классика музыкальная" не ограничено какими-либо историческими
рамками - к ней могут быть отнесены как произведения, созданные в далёком
прошлом, так и современные произведения…" Поэтому с полным правом
можно отнести некоторые произведения в разряд "классики" именно по
тем критериям, которые предлагает нам "Музыкальная энциклопедия". Я, конечно, не собираюсь
претендовать на создание списка "классики" в популярной музыке, но,
думаю, то что назову не вызовет сомнения ни у кого, потому что это
действительно уже стало "классикой". Великолепные песни английской
группы "БИТЛЗ", мелодичные, очень тонко исполненные песни шведской
группы "АББА", а песни в исполнении французского певца Джо Дассена и
популярнейшего Фрэнка Синатры, народные песни и многочисленные образцы музыки
джазовой… Этот список можно продолжать бесконечно. В то же время, когда на эстраде
выступали эти исполнители, было очень много других и групп, и
исполнителей-солистов. Но сейчас мы уже не помним большинство из них, а вот
отдельные музыканты остались с нами навсегда и перешли в разряд
"классики". Может быть, что-то из того,
что звучит сегодня, тоже станет когда-нибудь "классикой"? Вполне
возможно, но для этого песни должны быть написаны безупречно, образцово!
А вот что именно останется с
нами надолго, а что забудется уже завтра, это зависит от нас с вами. Для кого
исполняются песни? Для нас с вами, для слушателей. Значит, кто оценивает
музыку? Мы с вами! И от того, какой у нас с вами "музыкальный вкус"
зависит очень многое. Я совершенно убеждён, что
такое обилие на эстраде плохих, слабых песен, очень часто совершенно
примитивных и пустых, зависит и от нас с вами. Удивлены? Нет, я не оговорился!
Именно от нас! К сожалению, мы своим плохим вкусом или низкими требованиями способствуем "размножению" так
называемых "пустышек". Слушая песню мы не пытаемся понять о чём она,
какой в ней сюжет (если он есть вообще). Но ведь покупая в магазине какой-либо
товар, мы обязательно проверяем его качество и очень придирчиво. Почему же так
низки наши требования к "товару" музыкальному? Наверное потому, что
нам часто всё равно что там "бубнит" под ухом. Но это равнодушие ещё
пол беды. А вот переполненные залы на концертах так называемых
"звёзд", визг и писк у сцены… Вот вам и новые "шедевры"! На нашем
"безвкусии" или равнодушии кто-то зарабатывает огромные деньги. В
результате появляются всё новые и новые "однодневки" (песни, которые
через некоторое время забудутся навсегда). А платим за этот поток
"низкопробщины" мы! Ну что ж, каждый народ
достоин своего правителя! И "правителя" музыкального тоже! Не хочу читать никому
моралей, просто пытаюсь поразмышлять… А ведь на нашей эстраде есть
немало прекрасных исполнителей, заслуживающих нашей любви и уважения. Мне 39
лет и у меня свои музыкальные пристрастия, у вас они могут быть другими. Мне
очень нравятся старые песни в исполнении Аллы Пугачёвой, очень нравится группа
"А студио", Валерий Меладзе и Валерия, да и некоторые новые песни мне
очень симпатичны. Главный критерий для меня - это красивая мелодия и
поэтический текст, в котором есть и смысл, и оригинальность, и, конечно,
хороший исполнитель. Когда я за рулём своей
машины слушаю радиоприёмник, мне очень часто приходится переключать его на
разные волны. Меня лично очень оскорбляют песни-"пустышки" в которых
два слова и три звука повторяются в течение многих минут. Это что рассчитано
на, прошу прощения, дегенератов? Кроме того, очень часто ещё и ведущие радио
эфира несут всякий бред. Единственная радость в том, что я имею право выбора
какую радиостанцию слушать, а какую нет. Такой же выбор есть у меня и
у вас в отношении музыки. Мы покупаем те кассеты, которые нам необходимы, ходим
на концерты тех исполнителей, которых любим и воспринимаем. Каждый из нас в праве
слушать то, что хочет. И это замечательно! Только давайте не позволять
откровенной халтуре и "дешёвке" портить нам жизнь!
С уважением - преподаватель Владивостокского музыкального училища, музыкальный
руководитель Драматического театра ТОФ, композитор - Владимир
Синенко.
| |
Просмотров: 802 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |