Среда, 23.05.2018, 08:04
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Роль хора в ДМШ и ДШИ

В.И.Синенко

Роль хорового класса в детской музыкальной школе.

 

                Надеюсь, никого не нужно убеждать в том, что хоровой класс в музыкальной школе играет далеко не последнюю роль. Чем раньше ребёнок начал заниматься хором, тем лучше.

Как правило, в детскую музыкальную школу приходят дети не всегда имеющие достаточную подготовку для занятий музыкой. И с каждым годом ситуация усугубляется. Если раньше мы принимали детей в школу, обращая внимание на музыкальные данные ребёнка, на его слух, то теперь очень часто из-за отсутствия конкурса принимать приходится всех детей, за очень редким исключением.

Я в течение семи лет работал с малышами от 4 до 7-8 лет. Зачастую ко мне приходили ребята, не имеющие никаких навыков музицирования.

Занимаясь в хоровой группе, дети чувствуют себя часто гораздо свободнее, раскованнее. То, что они не могут порой сделать в одиночку (из-за различных комплексов), вместе со своими сверстниками они выполняют и с удовольствием, и даже с успехом. И так называемые "гудошники”, ребята, не умеющие чисто петь, то есть те, у кого отсутствует на данном этапе координация между голосом и слухом, начинают очень быстро осваиваться в мире музыкальных звуков, приобретают элементарные навыки музицирования.

            В моей практике были самые различные случаи, но ни один из ребят, на которых при поступлении в музыкальную школу ставили "крест” отсутствия слуха, при систематических занятиях в хоровой группе не был отчислен по этой причине из школы. Все они "распелись”, кто-то за месяц, а кто-то за год и теперь продолжают обучение по различным специальностям в музыкальных школах города.

             Очень хорошо, когда администрация школы (я имею ввиду директора и завуча) понимает необходимость занятий ребят в хоровом классе. Мудрый директор школы прекрасно понимает, что талантливых по большому счёту детей-солистов очень немного. Зато практически каждый ребёнок может проявить свои способности в коллективе (будь то хор или оркестр).

          Кроме того, зачастую именно хоровой коллектив является лицом школы. Ни один концерт не обходится без участия хора.

          Мне неоднократно приходилось бывать в силу своей профессии на всевозможных хоровых конкурсах и фестивалях и могу с уверенностью сказать, что это действительно всегда праздник.  Хоровое пение поистине одно из самых замечательных "изобретений” человечества.

          В 1992 году я побывал в Москве на Международном фестивале детских хоровых коллективов. Хоры из Австрии, Сингапура, Китая, Белоруссии и России никого не оставили равнодушными к своим выступлениям. Думаю, что ни у кого из участников фестиваля и у многочисленных зрителей не возникло даже сомнения в необходимости занятий хоровым пением.

          А между тем, очень часто приходится убеждать в том, что занятия хоровым пением очень важны для ребёнка играющего на любом инструменте даже преподавателей музыкальных школ, как это не парадоксально. У меня на памяти один из таких случаев.

         Мне посчастливилось в 1995 году, находясь на стажировке в Детской Академии Музыки (Москва) провести авторские концерты-встречи с учениками и преподавателями ДМШ № 3 города Люберцы. После моего выступления и выступления хора школы, который исполнил мою "Колыбельную” на стихи Садовского, ребята и взрослые стали задавать мне различные вопросы: начиная от того, когда я родился и, заканчивая тем, когда я успеваю писать музыку.

         Но один из вопросов мне запомнился особенно. Его задала преподаватель фортепиано этой школы, как потом выяснилось из моего разговора с директором школы, явная противница хора. Она спросила меня буквально следующее: "Как вы относитесь к хоровому классу в школе?”. Я сразу понял, что в этом вопросе какой-то подвох, но ответил откровенно: "Я  считаю, что хор – один из самых важных предметов в музыкальной школе. Петь в хоре необходимо всем. Потому что умение петь помогает и в игре на фортепиано, скрипке и других инструментах. А ещё я могу привести слова величайшего композитора и пианиста Роберта Шумана, который сказал: "Обязательно пойте в хоре. Особенно средние голоса. Это развивает слух!”. Надеюсь, комментарии излишне”. Мои слова произвели должный эффект, по крайней мере, вопросов о необходимости хорового класса больше не было. А после встречи я получил ещё и устную благодарность от директора школы, который по его словам устал бороться с этой преподавательницей.

          Самое удивительное, что это не единичный случай. Очень много прекрасных специалистов пианистов, скрипачей не понимают или не хотят понять важность пения в хоре. Они считают, что занятия специальностью – это самое важное. Но ведь можно вспомнить и слова Козьмы Пруткова: "Специалист подобен флюсу. Полнота его одностороння”. Кому нужен "однобокий” специалист?

           Возвращаясь к занятиям с малышами подготовительного отделения, могу ещё раз отметить что: принимая зачастую детей, не имеющих элементарных навыков музицирования, их больше всего нагружают как раз занятиями в хоровой группе. И очень быстро это даёт свои положительные результаты. У ребят налаживается координация между слухом и голосом (они перестают "гудеть”), улучшается ритмический слух, появляются первые "ростки” музыкальности. И всем очень явно видна необходимость занятий детей в хоре. Почему же с переходом ребят в старшие классы эта необходимость должна исчезнуть?

           Я как дирижёр-хоровик по образованию преклоняюсь перед теми директорами и завучами школ, которые важность занятий в хоре ставят на одну ступень с занятиями по специальности, понимая необходимость воспитания всесторонне развитого музыканта.

            Кроме того, много ли бывает у нас контактов с зарубежными странами по линии солистов-инструменталистов? Немного.  Зато обмен хоровыми коллективами и участие хоров в самых разнообразных фестивалях и конкурсах стал в последнее время реальностью. Сколько хоровых коллективов из Приморья в последние годы "засветилось” за рубежом. И каждое выступление наших хоров в разных странах принимается великолепно.

            Выступления приморских хоров в Канаде, США, Японии, Южной Корее всегда проходят  с большим успехом. За рубежом очень ценят хоровое искусство России. Особенно тепло принимают исполнение народных песен.

            Хочу рассказать о ежегодном Международном фестивале детских и юношеских хоров (International Youth Chorus Festival in Osaka)в городе Осака (Япония). Он проводится с 1989 года, и участвуют в этом фестивале хоры из ряда стран: Австралия, Франция, Россия, Индонезия, Китай и естественно Япония.

            Традиционно Россию на Фестивале представляют хоровые коллективы Приморья. За годы проведения этого праздника хорового искусства в Осака блестяще выступили: Хор ДШИ № 1 города Находки (рук. Зинаида Кулешова), Хор ДШИ № 1 г. Владивостока (рук. Ольга Бодунова), Хор ДМШ3 г. Владивостока (рук. Галина Потопяк), Хор ДШИ № 6 г. Владивостока (рук. Елена Петухова) и другие.

            В прошлом году наш край на Фестивале представлял Хор в котором пели дети ДШИ № 6 и Детской музыкальной школы при музыкальном училище. Руководитель хора Ольга Киселёва подготовила разнообразную программу, с которой хор выступил не только на самом Фестивале, но и на множестве встреч в школах городов Осака и Кисивада, на банкетах у мэра и губернатора, а также в Обществе Японско-Российской дружбы. И везде хоровой коллектив принимали очень тепло, потому что любят в Японии российскую хоровую культуру.

           Я участвовал в этом фестивале в качестве концертмейстера хора и автора нескольких песен, которые мы включили в репертуар наших выступлений. Трудно передать те чувства, которые мы испытали, выступая на этом грандиозном празднике Хорового искусства. Да-да! Именно – празднике! Огромный (более двух с половиной тысяч мест) концертный зал, великолепный оркестр, шикарный рояль (я играл на подобном впервые в жизни и когда первый раз прикоснулся к клавишам, чуть не прослезился, – было полнейшее ощущение, что рояль играет сам, без моей помощи, настолько прекрасная, ровная механика у этого инструмента). А главное, конечно, – это безупречная организация фестиваля во всех отношениях.

            Но и это ещё не всё! Нам стоит поучится у японцев отношению к детям. Детей они просто обожают, причём не важно русский ребёнок, француз или японец. Главное, что он – ребёнок и этим всё сказано!

            Сколько прекрасных выступлений мы послушали и посмотрели на этом Фестивале, как подружились с ребятами и со взрослыми из разных стран, насколько прекрасно принимали нас в японских семьях – всё это надолго останется в памяти у всех, кто побывал в Осака. Это была сказка наяву!

            Нужно ли ещё убеждать кого-либо в необходимости подобных контактов, а, следовательно, и в занятиях хором? Думаю, что нет.

            Да не стоит далеко ходить за примером. Достаточно вспомнить те конкурсы и фестивали хорового искусства, которые регулярно проводятся и в крае, и во Владивостоке. Они всегда превращаются в незабываемый праздник. Сколько удовольствия получают и исполнители и слушатели!

            Так что занятия хором несут в себе не только огромную пользу в развитии музыкальных навыков, о чём я говорил выше, но и несравненное эстетическое и воспитательное значение.

            Надеюсь, вы, мои уважаемые коллеги, в этом со мной согласитесь.

                  

               

*   *   *   *   *   *   *  

Категория: Мои статьи | Добавил: Маэстро (04.01.2014)
Просмотров: 2414 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]