Главная » Статьи » Мои статьи |
В.И.Синенко Роль хорового класса в детской музыкальной школе.
Надеюсь,
никого не нужно убеждать в том, что хоровой класс в музыкальной школе играет
далеко не последнюю роль. Чем раньше ребёнок начал заниматься хором, тем лучше.
Как
правило, в детскую музыкальную школу приходят дети не всегда имеющие
достаточную подготовку для занятий музыкой. И с каждым годом ситуация
усугубляется. Если раньше мы принимали детей в школу, обращая внимание на
музыкальные данные ребёнка, на его слух, то теперь очень часто из-за отсутствия
конкурса принимать приходится всех детей, за очень редким исключением. Я в
течение семи лет работал с малышами от 4 до 7-8 лет. Зачастую ко мне приходили
ребята, не имеющие никаких навыков музицирования. Занимаясь
в хоровой группе, дети чувствуют себя часто гораздо свободнее, раскованнее. То,
что они не могут порой сделать в одиночку (из-за различных комплексов), вместе
со своими сверстниками они выполняют и с удовольствием, и даже с успехом. И так
называемые "гудошники”, ребята, не умеющие чисто петь, то есть те, у кого
отсутствует на данном этапе координация между голосом и слухом, начинают очень
быстро осваиваться в мире музыкальных звуков, приобретают элементарные навыки
музицирования. В моей практике были самые
различные случаи, но ни один из ребят, на которых при поступлении в музыкальную
школу ставили "крест” отсутствия слуха, при систематических занятиях в хоровой
группе не был отчислен по этой причине из школы. Все они "распелись”, кто-то за
месяц, а кто-то за год и теперь продолжают обучение по различным специальностям
в музыкальных школах города. Очень хорошо, когда администрация
школы (я имею ввиду директора и завуча) понимает необходимость занятий ребят в
хоровом классе. Мудрый директор школы прекрасно понимает, что талантливых по
большому счёту детей-солистов очень немного. Зато практически каждый ребёнок
может проявить свои способности в коллективе (будь то хор или оркестр). Кроме того, зачастую именно хоровой
коллектив является лицом школы. Ни один концерт не обходится без участия хора. Мне неоднократно приходилось бывать в
силу своей профессии на всевозможных хоровых конкурсах и фестивалях и могу с
уверенностью сказать, что это действительно всегда праздник. Хоровое пение поистине одно из самых
замечательных "изобретений” человечества. В 1992 году я побывал в Москве на
Международном фестивале детских хоровых коллективов. Хоры из Австрии, Сингапура,
Китая, Белоруссии и России никого не оставили
равнодушными к своим выступлениям. Думаю, что ни у кого из участников фестиваля
и у многочисленных зрителей не возникло даже сомнения в необходимости занятий
хоровым пением. А между тем, очень часто приходится
убеждать в том, что занятия хоровым пением очень важны для ребёнка играющего на
любом инструменте даже преподавателей музыкальных школ, как это не
парадоксально. У меня на памяти один из таких случаев. Мне посчастливилось в 1995 году,
находясь на стажировке в Детской Академии Музыки (Москва) провести авторские концерты-встречи
с учениками и преподавателями Но один из вопросов мне запомнился
особенно. Его задала преподаватель фортепиано этой школы, как потом выяснилось
из моего разговора с директором школы, явная противница хора. Она спросила меня
буквально следующее: "Как вы относитесь к хоровому классу в школе?”. Я сразу
понял, что в этом вопросе какой-то подвох, но ответил откровенно: "Я считаю, что хор – один из самых важных
предметов в музыкальной школе. Петь в хоре необходимо всем. Потому что умение
петь помогает и в игре на фортепиано, скрипке и других инструментах. А ещё я
могу привести слова величайшего композитора и пианиста Роберта Шумана, который
сказал: "Обязательно пойте в хоре. Особенно средние голоса. Это развивает
слух!”. Надеюсь, комментарии излишне”. Мои слова произвели должный эффект, по
крайней мере, вопросов о необходимости хорового класса больше не было. А после
встречи я получил ещё и устную благодарность от директора школы, который по его
словам устал бороться с этой преподавательницей. Самое удивительное, что это не
единичный случай. Очень много прекрасных специалистов пианистов, скрипачей не
понимают или не хотят понять важность пения в хоре. Они считают, что занятия
специальностью – это самое важное. Но ведь можно вспомнить и слова Козьмы
Пруткова: "Специалист подобен флюсу. Полнота его одностороння”. Кому нужен
"однобокий” специалист? Возвращаясь к занятиям с малышами
подготовительного отделения, могу ещё раз отметить что: принимая зачастую
детей, не имеющих элементарных навыков музицирования, их больше всего нагружают
как раз занятиями в хоровой группе. И очень быстро это даёт свои положительные
результаты. У ребят налаживается координация между слухом и голосом (они
перестают "гудеть”), улучшается ритмический слух, появляются первые "ростки”
музыкальности. И всем очень явно видна необходимость занятий детей в хоре.
Почему же с переходом ребят в старшие классы эта необходимость должна
исчезнуть? Я как дирижёр-хоровик по образованию
преклоняюсь перед теми директорами и завучами школ, которые важность занятий в
хоре ставят на одну ступень с занятиями по специальности, понимая необходимость
воспитания всесторонне развитого музыканта. Кроме того, много ли бывает у нас
контактов с зарубежными странами по линии солистов-инструменталистов?
Немного. Зато обмен хоровыми
коллективами и участие хоров в самых разнообразных фестивалях и конкурсах стал
в последнее время реальностью. Сколько хоровых коллективов из Приморья в последние
годы "засветилось” за рубежом. И каждое выступление наших хоров в разных странах
принимается великолепно. Выступления приморских хоров в
Канаде, США, Японии, Южной Корее всегда проходят с большим успехом. За рубежом очень ценят
хоровое искусство России. Особенно тепло принимают исполнение народных песен. Хочу рассказать о ежегодном
Международном фестивале детских и юношеских хоров (International Youth Традиционно Россию на Фестивале
представляют хоровые коллективы Приморья. За годы проведения этого праздника хорового
искусства в Осака блестяще выступили: Хор ДШИ № 1 города Находки (рук. Зинаида
Кулешова), Хор ДШИ № В прошлом году наш край на
Фестивале представлял Хор в котором пели дети ДШИ № 6 и Детской музыкальной
школы при музыкальном училище. Руководитель хора Ольга Киселёва подготовила
разнообразную программу, с которой хор выступил не только на самом Фестивале, но
и на множестве встреч в школах городов Осака и Кисивада, на банкетах у мэра и
губернатора, а также в Обществе Японско-Российской дружбы. И везде хоровой
коллектив принимали очень тепло, потому что любят в Японии российскую хоровую
культуру. Я участвовал в этом фестивале в
качестве концертмейстера хора и автора нескольких песен, которые мы включили в
репертуар наших выступлений. Трудно передать те чувства, которые мы испытали,
выступая на этом грандиозном празднике Хорового искусства. Да-да! Именно –
празднике! Огромный (более двух с половиной тысяч мест) концертный зал,
великолепный оркестр, шикарный рояль (я играл на подобном впервые в жизни и
когда первый раз прикоснулся к клавишам, чуть не прослезился, – было полнейшее
ощущение, что рояль играет сам, без моей помощи, настолько прекрасная, ровная
механика у этого инструмента). А главное, конечно, – это безупречная
организация фестиваля во всех отношениях. Но и это ещё не всё! Нам стоит
поучится у японцев отношению к детям. Детей они просто обожают, причём не важно
русский ребёнок, француз или японец. Главное, что он – ребёнок и этим всё
сказано! Сколько прекрасных выступлений мы
послушали и посмотрели на этом Фестивале, как подружились с ребятами и со
взрослыми из разных стран, насколько прекрасно принимали нас в японских семьях
– всё это надолго останется в памяти у всех, кто побывал в Осака. Это была сказка
наяву! Нужно ли ещё убеждать кого-либо в
необходимости подобных контактов, а, следовательно, и в занятиях хором? Думаю,
что нет. Да не стоит далеко ходить за
примером. Достаточно вспомнить те конкурсы и фестивали хорового искусства,
которые регулярно проводятся и в крае, и во Владивостоке. Они всегда
превращаются в незабываемый праздник. Сколько удовольствия получают и
исполнители и слушатели! Так что занятия хором несут в себе
не только огромную пользу в развитии музыкальных навыков, о чём я говорил выше,
но и несравненное эстетическое и воспитательное значение. Надеюсь, вы, мои уважаемые коллеги,
в этом со мной согласитесь. * *
* * *
* * | |
Просмотров: 4644 | Рейтинг: 4.0/4 |
Всего комментариев: 0 | |